Виртуальная экспозиция 360'. Экспозиция «Все вы в сердце моем…»

12 мая

Экспозиция «Все вы в сердце моем…» – дань всем Дмитровским новомученикам, не поступившимся своими убеждениями, сосланным и расстрелянным за веру

 

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» приглашает вас посетить онлайн-экспозицию, посвящённую жизни и духовному наследию священномученика Серафима Звездинского, епископа Дмитровского.

 

Здесь вы найдёте подлинные вещи конца XIX – начала XX вв.: богослужебные предметы, иконы, книги, архивные материалы из фондов нашего музея, письма и фотографии из частных архивов.

 

 

 

 

Баннер  с изображением полуразрушенного Храма Христа Спасителя (слева от входа).     Храм-памятник воинской славы, главный храм России был варварски уничтожен в декабре 1931 года.  После первого взрыва храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.  Национальная духовная святыня России была превращена в руины.    Реальность событий того времени передает инсталляция из разбросанных на земле    обломков архитектурных фрагментов Дмитровских храмов, искореженных предметов богослужебной утвари, большой крест, сброшенный с Троице-Тихвинской церкви.

 

О закрытии храмов  в Дмитровском уезде, рассказывают  фотографии на первом прозрачном стенде. Стенд 1.

 

Перед революцией в Московской губернии из 13 уездов, Дмитровский уезд был одним из самых религиозных (109 приходских храмов). Вначале  XX в. городе было 10 церквей. В результате антирелигиозной политики государства в 1938 г. Дмитровском районе числилось 34 церкви,  из них действующих -  20. Из городских храмов   остался только Введенский храм в Заречье, и действующая пригородная Казанская церковь в Подлипичье.

 

В марте 1932 г.   Успенский собор  для верующих закрывается, сброшен крест, начата разборка полов. В 1941 году были разобраны купол и шпиль колокольни. 

 

Но собор, сохранил свои интерьеры и архитектурное убранство,  благодаря музею, который  занял эти площади весной 1933 г. Музейные коллекции и архив были   и перенесены в собор  из Борисоглебского монастыря, где музей располагался ранее.

 

В Борисоглебском монастыре  после революции   организована   артель, но вскоре она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители разместились сестры Турковицкого монастыря, эвакуированные с Западной Украины. В1926 году монастырь был окончательно закрыт.

 

Перед революцией 1917 года многие монастыри пришли в упадок, в них наблюдалось духовное нестроение, разложение монастырского порядка.  Тем более, на их фоне выделялись духовно крепкие обители, к которым принадлежал в то время и Спасо-Влахернский монастырь. В 1922 году монастырь был официально закрыт советской властью. По примеру многих монастырей обитель организовалась в сельхозартель, кото­рая в 1924 году,  по причине сохранения мо­настырского уклада жизни, была разогнана. Частично здания монастыря за­нял инвалидный дом. Но службы при Спасском храме продолжались, и мона­хини жили в оставшихся незанятых монастырских постройках. Окончательное разорение произошло около 1931 года.

 

Церковь Сретения Господня использовалась под склад, поэтому внутренняя отделка, настенная живопись, иконостас, утварь были утрачены.

 

Церковь во имя Святой Троицы в селе Минеево. Церковь  была построена на старинном погосте  на средства прихожан  в 1841 г. в память о победе над Наполеоном. После революции здание церкви использовалось под склад совхоза “Зареченский”. В 1947 г. колокольня храма разобрана на кирпич.

 

Спасская церковь в селе Ведерницы. Каменный храм заложен в 1773 г. В храме были устроены два престола – во имя Спаса Исцелителя расслабленного и во имя прп. Сергия Радонежского. В писцовых книгах упоминается чудотворный образ “Спаса Исцелителя расслабленного”.

 

Общую картину   дополняют  вырезки из   газет. 

 

Стенд 2:  Икона «Новомученики и исповедники Российские» - копия иконы из Успенского собора. Русская Православная Церковь, прославила на Архиерейском Соборе 2000 г. более 1000 мучеников. Среди них   23 новомученика,  прославивших наш край.  На данный момент выявлено 47   новомучеников.

 

Стенд 3: Фотографии, жития репрессированных священнослужителей и церковнослужителей Дмитровской епархии, прославленных в лике святых, большинство из которых было расстреляно на    Бутовском полигоне.

 

Далее экспозиция позволяет шаг за шагом проследить весь жизненный путь, познакомиться  с духовным наследием  епископа Дмитровского – крупного богослова, мужественного исповедника и талантливого проповедника, испившего чашу страданий до дна. Аутентичных вещей, к сожалению, сохранилось не много, в экспозиции представлены подлинные вещи конца XIX – начала XX вв.: богослужебные предметы, иконы, книги, архивные материалы, письма, фотографии из фондов нашего музея и частных архивов.   

 

«Жизнь сщмч. Серафима (Звездинского) до принятия сана епископа Дмитровского».

 

Отец Серафима Звездинского Иоанн Гаврилович Бонефатьев  из семьи   старообрядцев-беспоповцев,  втайне от отца   отправился из Солигалича в Петербург и подал прошение  о своем причислении к Православной Церкви (единоверческой). Был принят, наименован Звездинским и определен на должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге. В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Славской.  В 1876 году его перевели в Москву, в Троицкую единоверческую церковь. 7 апреля 1883 года, в семье Отца Иоанна, родился третий ребенок, которого назвали Николай.  Когда ему было 3 года,  умерла матушка. Отец  занимался его воспитанием, всегда брал его на богослужения.  Коля полюбил церковную службу, особенно усердно молился отрок  святителю Николаю,  о своем  желании проповедовать Слово Божие как можно лучше. И Господь наградил его этим даром.

 

По окончании Заиконоспасского духовного училища, в 1899 года Николай Звездинский поступил в Московскою духовною семинариюВ 1902 году,  на третьем курсе  он опасно заболел.  Отцу  Иоанну привезли образок старца Серафима,  саровского подвижника, тогда еще не прославленного. Коля горячо молился  ему об исцелении. Молитва его была принята, он поправился. Николай решил  посвятить   жизнь   служению Богу.

 

В июле 1903 года, в Саровской обители состоялось торжественное прославление благоговейного старца Серафима. Составить службу преподобному отцу Серафиму Святейший Синод поручил отцу Иоанну Звездинскому.

 

Семинарию Николай   окончил 1905 году одним из лучших учеников.  После горячей молитвы у мощей преподобного Сергия он был принят в Московскую духовную академию на полное содержание. За годы учения в академии Николай утвердился в выборе монашеского пути. В 1908 г. после смерти отца, духовный отец Николая, старец Зосимовой пустыни   иеромонах  Алексий (Соловьев), благословил   на монашеский  постриг. В Зосимову пустынь стекались тысячи богомольцев со всей необъятной России. Пустынь стала одним из духовных центров русского Православия того времени. Иеромонах  Алексий (Соловьев) прославлен в лике преподобных Архиерейским собором в августе 2000 года с установлением общецерковного празднования.

 

26 сентября 1908 года совершился монашеский постриг Николая Ивановича. Он получил имя Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.

 

После окончания академии преподавал в семинариях, затем иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита, назначен помощником наместника Чудова монастыря Арсения (Жадановского), епископа  Серпуховского.

 

В Чудовом монастыре пережил отец Серафим обстрел Кремля в 1917 году, в 1918 году епископ Арсений и архимандрит Серафим покинув Чудов монастырь, поселились в Серафимо-Знаменском скиту у игумении Фамари. Преподобноисповедница Фамарь канонизирована в Грузинской православной церкви в 2016г.

 

В конце лета 1919 года архимандрит Серафим был вызван Святейшим Патриархом Тихоном в Москву, патриарх объявил, что  желает видеть его в епископском сане.

 

21 декабря (3 января)  святой Патриарх Тихон  рукоположил Серафима во епископа Дмитровского. После Литургии Патриарх, указав на то, что хиротония совершилась в день памяти святителя Петра, первопрестольника Российского, выразил желание видеть владыку Серафима подобным ему: «Как святитель Петр был утверждением граду Москве, так будь и ты утверждением граду Дмитрову».

 

Годы, проведенные в Дмитрове. (экспозиционное пространство напротив входа)

 

25 января  1920 года владыка Серафим прибыл в свой Богом данный удел, приступил к исполнению своих обязанностей. У владыки в епархии  находилось свыше ста церквей,  три обители иноческие. В Пешношской обители старца о. Ксенофонта, возвысил до чина  архимандрита и затем, перед его кончиной, постриг в схиму с именем Онуфрий.

 

Среди духовных чад епископа – Параскева Матиешина, послушница Турковичского монастыря, в годы Первой мировой войны располагавшегося в Дмитровском Борисоглебском монастыре. Когда  монастырь возвратился в Турковичи, Параскева осталась в Дмитрове, сняла квартиру на окраине города в селе Подлипичье, и прислуживала в местном храме Казанской иконы Божией Матери, обучала пению девочек, основала хор. Затем была определена владыкой в Спасо-Влахернский монастырь. Ведя Параскеву к духовному совершенствованию путем строгим, мудрый старец считал ее одной из близких своих духовных дочерей.

 

Документы в витринах раскрывают круг обязанностей владыки, показывают  его мудрым и внимательным пастырем.

 

В центре большая фотография владыки, во время литургии в Казанской церкви.

 

Среди духовных чад: дмитровский врач Сергей Николаевич Ивановский, вылечивший владыку в феврале 1921г. от пневмонии,  духовные дочери владыки Серафима - сотрудницы музея Дмитровского края: Анурова Екатерина, посещавшая все службы и записывавшая проповеди епископа Серафима; сестры  Шаховские Анна и Наталья. В экспозиции представлены бумажные иконки, адресованные Анне из ссылок.

 

Верхняя правая фотография на стене – фотография его духовной дочери Анны Патрикеевой. Почти пятнадцать лет Анна, сопровождала владыку в ссылках, была не только келейницей, но и псаломщицей, и диаконисой во время богослужений. Остаток жизни, провела в Дмитрове, записала воспоминания  владыки о его жизни.

 

В 1922 году, 10 декабря, Владыка Серафим в последний раз служил в Дмитрове. На следующий день по повестке его вызвали в Москву, заключили  в тюрьму на Лубянке.

 

Жизнь владыки после Дмитрова. Аресты, ссылки, расстрел. (в простенках окон)

 

Фотографии  и документы: следственные протоколы и постановления, бессмысленные обвинения, приговор к расстрелу, заполняют простенки между окнами зала, а окна закрывают баннеры с  цитатами из его блестящих проповедей: «Любите друг друга… В мире живите и согласии…».

 

30 марта 1923 года, вынесли приговор: два года ссылки в Зырянском крае. Месяц святитель был в пути, добираясь до глухого места поселка Средний Кольель,  недалеко от села Визинга. Разместились, устроили домовую церковь, святитель-изгнанник предавался молитве за свою паству. Духовные чада присылали еду и одежду, писали о своих скорбях и нуждах. В первой листательной системе информация представлена более подробно, после совершенной экспедиции сотрудниками отдела в Республику Коми.

 

После освобождения владыка поселился в Аносиной пустыни,   знаменитой своим укладом и духовными подвигами.

 

Летом 1926 г. владыке Серафиму объявили, что он должен немедленно выехать из Московской области. Он выбрал Дивеево, ежедневно совершал Литургию, молясь за обитель. В ноябре ночью пришел приказ собираться,  Владыку вместе с другими духовными лицами повезли в Арзамас, затем   в Нижний Новгород, затем приказали вернуться в Москву.

 

В простенке представлена копия портрета владыки в епископском облачении, написанного схимонахиней Иоанной Патрикеевой.  Портрет находится в Серафимо-Знаменском скиту, монахини сделали для музея копию.

 

Владыка Серафим подал прошение об увольнении на покой, которое было удовлетворено в 1928 году. Немедленно было приказано снова оставить Москву выехать в Меленки, где началась его новая уединенная жизнь, которую нарушали лишь пастыри, приезжавшие за разъяснением, что им делать, как поступать, духовные чада - за утешением. Об этом рассказ во второй листательной системе, с современными фотографиями, привезенными сотрудниками из экспедиции в Меленки.

 

В 1932 г. вновь московское заключение, где он, больной и слабый, пробыл три месяца. Приговор: высылка на три года в Казахстан. Алма-Ата, этап в Уральск. По причине болезни подали ходатайство о переводе в лучший климат. Владыку перебросили в Сибирь, в Ишим.

 

11 июня 1937 г. владыка Серафим был арестован в последний раз. Он обвинялся в том, что «находясь в ссылке и на жительстве в г. Ишиме не прекратил своей контрреволюционной деятельности, вошел в состав контрреволюционной группы, возглавляемой духовенством»,  тройка УНКВД по Омской области приговорила к расстрелу.

 

26.08.37 г. приговор приведен в исполнение в г. Омске, похоронен сщмч. Серафим (Звездинский) в братской могиле, на месте которой сейчас построено здание детской больницы, восстановлен храм.  

 

В витрине: Горсть земли (в мешочке) привезенная школьниками гимназии Дмитров с места старого кладбища в Омске. Монашеский пояс владыки Серафима, принесли в храм села Белый Раст Дмитровского района. Протоиерей Алексий Суриков, благочинный Рогачевского церковного округа, передал его в Успенский кафедральный собор для музея.

 

Серьезная историко-биографическая экспозиция, без выраженной мемориальной части. Но созданные реконструкции, фотографии владыки, его друзей и  духовных чад, фрагменты проповедей, создают необычную теплую атмосферу дома, промыслом Божьим, сохраненного для нас.

 

Церковно-народное сознание оценило святость жизни, исповеднический и мученический подвиг Дмитровского архипастыря. Уже с 1940-х годов на Дмитровский земле архиепископ Серафим благоговейно почитается верующими, к нему обращаются в молитвах, прося его небесного предстательства пред Богом. В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе был канонизирован в лике новомучеников Российских.

 

Известно много случаев чудесной помощи по молитвам Владыки.

 

Похожие события