Макет «Царь-танка»

1 августа - 31 декабря

Совсем недавно, с 2012 года, в нашей стране 1 августа отмечается как памятная дата – День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. В этот день, в 1914 году, Германия объявила войну России, что послужило началом одной из самых трагичных и кровавых войн в мировой истории.

 

Эта война превзошла все предыдущие войны по масштабам и количеству участвующих стран и отличалась новшествами как в тактике и стратегии боевых действий, так и использованием военной техники и иных средств массового уничтожения. Одним из важнейших изобретений Первой мировой войны считаются танки.

 

Само слово «танк» - из английского языка и означает «бак» или «цистерна», «резервуар». Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия топливных цистерн. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн — благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград». Название прижилось. Примечательно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань».

 

Одной из первых, подобных машин был «колесный танк Лебеденко», также именовавшийся современниками, как: «Царь-танк», «Нетопырь», «Летучая мышь», «Мамонт», «Мастодонт». Эта боевая машина была спроектирована и построена военным инженером, капитаном Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 годах. В разработке ее принимали участие также известный ученый Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Лебеденко сумел заручиться поддержкой Императора Николая Второго и на реализацию проекта были выделены средства из государственной казны. Первый и единственный опытный экземпляр царь-танка собирался и проходил испытание в 15 километрах от Дмитрова, на военном полигоне в районе Очево весной-летом 1915 года. В память об этом событии в одном из залов Музейно-выставочного комплекса Музея-заповедника «Дмитровский кремль» экспонируется макет первого русского колесного танка, созданный в 1990-х годах по оригинальным чертежам в масштабе 1:50 Е. Щербининым.

 

Что же представляла из себя эта боевая машина? По конструкции танк напоминал сильно увеличенный орудийный лафет, общей длинной 17,8 м, и шириной 12 м. Высота машины, если мерить по ее максимальной величине, то есть диаметру колеса, составляла 9 метров. Весил танк, в проекте 40 тонн, но на практике, вес увеличился до 60 тонн.

 

До сих пор Царь-танк считается самой крупной бронированной сухопутной боевой машиной из когда-либо построенных, движение ему обеспечивали 2 трофейных мотора «Майбах» по 240 л. с. каждый, снятых с подбитого немецкого дирижабля, разгонявших машину по шоссе до 17 км/ч.

 

Экипаж танка составлял 15 человек, укрытых 10 мм броней со лба, бортов и кормы корпуса, и 8 мм броней днища и крыши машины. В проекте толщина бронелистов была 7 и 5 мм соответственно. Увеличение бронирования машины и обусловило увеличение общего веса. Вооружение у первого и единственного Царь-танка отсутствовало, так как на период испытаний оружие не установили, но, в проекте, было размещение нескольких пулеметов калибра 7,62 мм в двух башнях – на крыше и под днищем машины, и в спосонах, располагавшихся в выступающих за плоскости колёс крайних точках Т-образного корпуса. Так же была предусмотрена и возможность замены в дальнейшем пулеметов на пушки. 

 

Однако построенный в единственном экземпляре, огромный танк не прошёл испытаний, его задний каток, в силу слишком малых размеров и неверного распределения всего веса, стал увязать в мягком грунте, пока окончательно не лишил танк подвижности. Передние большие колёса не могли вытащить его. Испытания показали и значительную уязвимость машины (прежде всего, незащищенных массивных колес), от артиллерийского огня, особенно от фугасных снарядов. Поэтому приемная комиссия дала отрицательное заключение, и проект был свернут.  Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, затем просто ржавел под открытым небом, пока в 1920-х годах не был разобран на металлолом. Небольшие фрагменты танка Лебеденко экспонируются в Музее танка Т-34 на Дмитровском шоссе, там же стоит полноразмерный макет Царь-танка.

 

Адрес: Дмитров, Загорская, 17

 

Контакты: +7 495 993-74-13

Похожие события